Українське національне інформаційне агентство "УКРІНФОРМ" - інформаційний партнер УФПБ

Укринформ


Информационно-аналитический портал:

медсправки MED+OK

 

 

 

 

 

 

 

Плечом к плечу

5 марта в Киеве состоялось знаменательное событие — первое Всеукраинское совещание руководства МВД и представителей негосударственных охранных структур. Главным вопросом, обсуждаемым на мероприятии, стало взаимодействие правоохранительных органов с охранными предприятиями и службами безопасности юридических лиц, разработка и реализация механизмов информационного обмена между МВД и негосударственными охранными структурами.


НАЧАЛО ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ


Сергей Шабовта,
президент Украинской федерации
работников негосударственных служб
безопасности
(г. Киев)

На сегодняшний день в Украине насчитывается более 3 тысяч частных охранных структур с персоналом в несколько десятков тысяч человек, которые охраняют объекты различного назначения. Это большой потенциал, который пока неэффективно используется государством. А сотрудничество МВД с негосударственными охранными структурами в сфере охраны общественного порядка имеет большие перспективы. И тот факт, что руководство Министерства внутренних дел наконец-то вступило в открытый диалог с негосударственными организациями, говорит о многом.

Конечно, найдутся скептики, которые скажут, что ожидали от этого совещания большего. Но для меня, как руководителя УФРНСБ, очевидно, что это только старт, начало новых отношений. Ожидать полного и одновременного решения всех проблем и вопросов, которые копились более 10 лет, было бы наивно и непрофессионально.

Бесспорно, такое сотрудничество — некая крайняя форма. Совещание не может охватить всех желающих без исключения и не имеет возможности постоянно выносить на обсуждение вопросы, актуальные для всей Украины. Но сама форма совещания предполагает дальнейшее развитие. Министр внутренних дел Василий Цушко, который выступил инициатором данного события, определил целесообразность проведения такого совещания раз в год. Причем формат проведения совещания, возможно, изменится, но польза его несомненна.

Одним из первых результатов совещания стало создание экспертнообщественных советов при МВД, областных УВД, УВД Автономной Республики Крым, городов Киева и Севастополя. Таким образом, подготовкой следующего совещания будут заниматься не подразделения Государственной службы охраны, а уполномоченные специализированные структуры.

 

ДВЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Нужно честно признать, что представители МВД и негосударственных охранных организаций шли на совещание с разными задачами. МВД (это чувствовалось по выступлениям министра, начальника Департамента ГСО) беспокоили, прежде всего, вопросы участия предприятий, имеющих соответствующие лицензии, в охране общественного порядка, в противодействии преступлениям. Руководители негосударственных охранных предприятий шли на совещание для выработки механизма взаимодействия с правоохранительными структурами, с целью обСергей Шабовта, президент Украинской федерации работников негосударственных служб безопасности (г. Киев) щественного признания. Ведь ранее установки МВД были таковы, что «негосударственники» вообще не воспринимались в качестве полноправных партнеров. Поэтому, на мой взгляд, одним из главных итогов совещания стало официальное признание того, что деятельность негосударственных охранных предприятий является частью правоохранительной деятельности. Теперь психология наших отношений изменится.

Краеугольной темой, предложенной министром и его заместителями, стало создание механизма оперативно-тактического сотрудничества подразделений МВД (в том числе ГСО) и негосударственных охранных организаций на уровне взаимодействия на местах, путем использования технических средств, организационных приемов, связанных с оповещением и информированием, с учетом позиционирования оперативно-дежурными частями наших подразделений. В первую очередь, речь идет о группах реагирования и подвижных патрулях. Это уровень повседневной взаимосвязанной работы, которая позволит повысить качество решения задач по охране и поддержанию правопорядка.

Второй круг проблем касается организации взаимодействия по охране общественного порядка. Пока этот вопрос предоставляет широкое поле для злоупотреблений. Многие общественные формирования безопасности были созданы, чтобы получить доступ к спецсредствам травматического действия. Никакой реальной работы в охране общественного порядка ими не осуществляется, и там, где не участвуют реально существующие охранные предприятия, — это чистой воды фикция.

Крупные предприятия способны обеспечить положительную статистику по охране общественного порядка, но и для них эти задачи вторичны по сравнению с прямой повседневной деятельностью. Хотя это удобно городу, поскольку решается главная задача по поддержанию общественного порядка. Однако выделенной целенаправленной работы в настоящее время не ведется. Но если ситуация потребует усиления данной функции — уже сейчас ряд сильных операторов киевского рынка безопасности готовы пойти навстречу городским властям. Главное, чтобы не было механической обязаловки.

В цивилизованных странах, например, в Великобритании, такая практика является нормой. Там напрямую связано наличие лицензии с конкретным зафиксированным участием предприятия в обеспечении общественного порядка. У нас же получается, что совершенно реальное участие в охране общественного порядка не имеет фактического подтверждения и остается пустыми словами, потому что
предприятия попросту не документируют свои достижения.

Это проблема деловой культуры каждого охранного предприятия. Мы столкнулись с тем, что необходимо
формировать у директоров такую заинтересованность, чтобы любой факт взаимодействия с милицией нами же самими документировался, чтобы мы потом могли апеллировать к ним, не набивая цену, а показывая свою практическую ценность для государства и общества.

Пока совещание только обозначило проблематику, говорить о том, что оно приблизило ее решение, пока рано. Оно дало нам старт, поставило реальные задачи ближайшей перспективы.


О НАБОЛЕВШЕМ

Мы давно говорим о необходимости принятия Закона «Об охранной деятельности». Но этот вопрос умышленно не выносился на совещание. Он требует абсолютно отдельного обсуждения. Хотя в определенной части эта тема звучала во многих выступлениях. И Василий Цушко выделил ее как глобальную проблему всего рынка безопасности.

Читатели должны знать, что, независимо от работы совещания, сейчас финальной фазы достигает работа по четырем взаимосвязанным законопроектам. Потому что нельзя принять Закон «Об охранной деятельности» и обойти вниманием Законы «О службах безопасности…», «О детективной деятельности», «Об оружии», а далее должен последовать и Закон «О защите информации».

На сегодняшний день создана очень серьезная инициативная группа. Надо отдать должное команде, которая работает под эгидой Совета корпоративной безопасности Украинского союза промышленников и предпринимателей. Экспертный комитет по работе с группой этих законопроектов уже превышает 30 человек. Это действительно лучшие специалисты страны: эксперты УСПП, ГСО, независимые эксперты. Благодаря их усилиям законопроект «Об охранной деятельности» впервые нашел поддержку практически у всех заинтересованных сторон. Он перестал быть деформированным в пользу МВД или ГСО и достаточно полно и объективно оценивает участников рынка, которые работают на договорных началах. Поэтому можно предполагать, что принятие необходимых законов не за горами. Анатолий Кинах, президент УСПП, обещал, что уже в течение месяца они будут вынесены на сессионное рассмотрение.


Мнение эксперта


Павел Прыгунов,
канд. психол. наук, доцент,
зам. директора
Института стандартов
безопасности
(г. Киев)

Пятнадцать лет МВД и охранные предприятия искали способы, методы и механизмы взаимодействия. Ведь суть сотрудничества направлена, прежде всего, на противодействие преступности, улучшение качества обеспечения общественной безопасности в стране, т. е. на защиту наших граждан.

Перспективы такого сотрудничества очевидны. В странах с развитой демократией давно определены механизмы взаимодействия государственной правоохранительной системы с негосударственной. Причем на одного государственного правоохранителя приходится пять представителей негосударственного сектора безопасности. Именно сейчас сложились все возможности для юридического закрепления в нашей стране негосударственного сектора безопасности и его имплементации в систему национальной безопасности. При этом эти два сектора постоянно между собой взаимодействуют, способствуют развитию друг друга.

Наиболее актуальными являются разрешение проблем организационноправового обеспечения деятельности негосударственного сектора безопасности и разработка действенных механизмов взаимодействия не под конкретные предприятия или лиц, а как две составные части обеспечения национальной безопасности: государственной в лице МВД и внебюджетной в лице субъектов безопасности.

Самое главное, что есть понимание сторон и намечены конкретные действия. А механизмом решения проблем должен стать экспертно-общественный совет по взаимодействию между МВД и субъектами безопасности не только на уровне министерства, но и на региональных уровнях.


ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министр МВД Украины Василий Цушко

Нельзя не отметить уважительное отношение министра МВД Василия Цушко к поднятым вопросам и его искреннее желание присутствовать на совещании. Все участники могли отметить, что была дана возможность выступить представителям негосударственного сектора. Это свидетельствует о том, что наметившийся диалог министра действительно заинтересовал. По ходу дела формат встречи был расширен по инициативе министра и перерос в брифинг. Люди могли задавать прямые вопросы, выступали с места, что говорит о неформальном подходе, искреннем стремлении найти общий язык, уяснить суть проблем и потребностей. И в этом плане позиция Василия Цушко и его заместителя Василия Фатхутдинова нам очень важна. Все обратили внимание, что в обязательном порядке были приглашены руководители всех областных департаментов ГСО. Мы прекрасно видим позицию МВД, которое планирует именно через инструментарий ГСО поддерживать и реализовывать наметившиеся наработки.

Если же говорить о негативе, то следует отметить, что в ходе подготовки совещания наши пожелания и инициативы не всегда достаточно полно учитывались. Более того, некий приоритет в подготовке документов, в оценках все-таки больше принадлежал Департаменту ГСО. Мы были допущены ко всем итоговым документам, имели право корректировать, править, но сделать мероприятие неслужебным совещанием с большими полномочиями негосударственных охранных структур не удалось.

Отчетливо проявилась идея противостояния с ГСО в регионах. В некоторых областях при составлении списков участников имели место попытки внести только представителей угодных предприятий (Ивано-Франковск, Кировоград, Винница, Крым). Хотя при формировании списков мы стремились охватить реальных лидеров региона, не обязательно членов УФРНСБ, наши пожелания не были учтены. Та же тенденция наблюдалась при формировании экспертно-общественных советов при МВД. Особенно ярко негатив проявился в Ивано-Франковской области, где руководитель УГСО, собрав 30 представителей охранных компаний — лидеров региона — и поставив на голосование вопрос членства в совете, получил 22 голоса в пользу нашего регионального представителя, вице-президента УФРНСБ Михаила Литвина, но, вопреки результатам голосования, пытался провести в совет своего ставленника. Только вмешательство Федерации и поддержка Департамента ГСО привели к отмене этого неправомерного решения. Но сам факт говорит о тенденции. Непростое противостояние того же формата проявилось в Днепропетровске, Херсоне. И хотя такое манипулирование недопустимо, стремление управлять негосударственными предприятиями со стороны властей еще очень сильно. И поэтому большая просьба к читателям: сообщайте о таких попытках в УФРНСБ, в том числе используя механизм новообразованных советов.


РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

Кроме того, что у нас есть профессиональное поле. Необходимо четко понимать, что мы существуем в неком бизнес-пространстве, в котором действуют рыночные законы, существует своя гармония. И если мы не способны видеть и оценивать ситуацию корпоративно, то это приведет к тому, что наш рынок будет оставаться хаотичным, деформированным. Самая страшная беда — низкое качество услуг. Сейчас многие операторы начинают понимать, что нам необходимо обмениваться опытом, объединять усилия для того, чтобы поднять качество и ценность предоставляемых услуг, и выступать объединенным фронтом.

На сегодняшний день ищут корпоративного объединения производители технических средств охраны, стоящие на пороге создания собственного объединения — Украинской федерации индустрии безопасности. Они уже осознали необходимость корпоративного объединения, понимая, что очень многие вопросы технического развития, связанные с сертифицированием, разработкой ГОСТов, продвижением продукции на рынке, эффективно решать возможно только сообща.

Уже два года существует УСВППП — очень сильная команда, которая объединила ведущих операторов — производителей средств противопожарной безопасности. На сегодняшний день она активнейшим образом влияет на мнения руководителей МЧС, активно участвует в разработке и принятии новых ГОСТов. В настоящее время ни один новый продукт не будет сертифицирован без заключения УСВППП. И Украинская федерация работников негосударственных служб безопасности, которая существует уже 12 лет, пока охватывает только 15–20% существующего количества операторов рынка охранных услуг. Непонимание пользы от возможности корпоративно решать вопросы, влиять на функционирование рынка — беда самого рынка. Но процесс объединения уже активизируется, причем в основном пополнение происходит за счет ведущих участников рынка.

Таким образом будущее сферы безопасности будет зависеть не столько от инициатив министра, сколько от нас самих, от инициатив операторов этого рынка, тех, которые являются его реальными лидерами и определяют, каким быть завтрашнему дню с точки зрения технологии и качества.


ПРЕИМУЩЕСТВА ОБЪЕДИНЕНИЯ

Являясь членом Федерации, предприятие становится членом сложившейся корпоративной команды. Следовательно, появляется возможность обмена опытом, обсуждения вопросов, защиты интересов и мнений, лоббирования их в структурах МВД, законодательном порядке, общественном мнении. Какой бы сильной ни была одна компания, она имеет только собственный ресурс. Став членом Федерации, компания получает возможность обратиться к богатому методическому арсеналу и опыту, накопленному за 12 лет.

Сейчас Совет Федерации значительно активизировал свою деятельность. Мы обновляем электронные носители, пропагандируем профессиональную философию УФРНСБ, стали членами Совета по корпоративной безопасности УСПП, участвуем в доработке профильных законопроектов, в ближайшее время нами будет подписан эксклюзивный договор о сотрудничестве с Ассоциацией украинских банков, с Антирейдерским союзом. Федерация является соорганизатором всех последних крупных событий по безопасности и в научном мире: научнопрактических конференций, семинаров, «круглых столов». Мы уже несколько лет являемся официальным партнером по безопасности мощной общенациональной программы «Человек года».

Сейчас мы очень активно расширяем международное сотрудничество. Прежде всего, обновляем отношения с российскими партнерами, потому что бизнес-поле России для нас наиболее привлекательно. Да и для россиян Украина представляет интерес, ведь не секрет, что наиболее мощные инвестиционные потоки в Украину идут именно из России. Восстанавливаем отношения с Прибалтикой и Молдовой. Другое преимущество УФРНСБ — география Федерации: она охватывает 20 областей Украины. То есть каждый из членов Федерации может воспользоваться помощью практически в любом регионе Украины за счет взаимодействия с другими членами Федерации, стать пользователем уже сложившегося информационного поля.

Ведущие операторы рынка понимают необходимость объединения и вливаются в наши ряды. Мы не стремимся поглотить рынок. Но мы стремимся стать командой ведущих компаний, которая была бы эталоном качества и корпоративной культуры на охранном рынке.

сайт создан компанией разработка веб сайта
Ролики stanley